Практические рекомендации для воспитателей дошкольного образования
"Особенности организации утренней гимнастики в разных возрастных группах"
Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. Она позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня. Перед утренней гимнастикой стоят совершенно особенные задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.
Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь.
Продолжительность утренней гимнастики в разных возрастных группах
Показатели |
Первая младшая группа |
Вторая младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
|
Продолжительность утренней гимнастики |
|
6-7 мин |
7-8 мин |
8-10 мин |
|
Количество ОРУ |
3-4 |
4-5 |
5-6 |
6-7 |
|
Дозировка |
3-4 раза |
4-5 раз |
5-6 раз |
5-6 раз |
|
Продолжительность непрерывного бега (подвижной игры с элементами бега) |
15 с |
15-20 с |
20-25 с |
25-30 с |
Утренняя гимнастика традиционной формы проведения условно объединяет три части: вводную, основную и заключительную. Содержание данных частей, длительность и методика проведения раскрыты в таблице.
Схема построения утренней гимнастики
Содержание частей |
Методика проведения |
Длительность |
Вводная часть |
||
Строевые упражнения, разновидности ходьбы и бега, упражнения на внимание, динамические дыхательные упражнения. Завершается перестроение на ОРУ. |
Исключить длительные бесцельные движения и прыжки, давать четкие распоряжения, команды, продумать ритмическое сопровождение |
Ранний возраст – 1-1,5 мин; Младший дошкольный – 1.5-2 мин; Средний - 2-2,5 мин; Старший – 2,5-3 мин. |
Основная часть |
||
Комплекс ОРУ на разные мышечные группы, с разных и.п. Подвижная игра средней интенсивности |
Продумать комплекс общеразвивающих упражнений и методику его проведения (раздачу пособий, размещение детей). При выборе ОРУ и подвижной игры ориентироваться на рекомендации руководителя физического воспитания |
Ранний возраст – 2,5-3 мин; Младший дошкольный – 3-3,5 мин; Средний3,5-4 мин; Старший – 4-5 мин. |
Заключительная часть |
||
Медленная ходьба, динамические и статические дыхательные упражнения, подвижная игра малой интенсивности, упражнения в расслаблении |
Исключить интенсивные движения |
Ранний возраст – 1 мин; Младший дошкольный – 1 мин; Средний1,5-2 мин; Старший – 1,5-2мин. |
Наряду с традиционной формой проведения утренней гимнастики можно использовать и другие варианты.
Варианты проведения утренней гимнастики
Варианты утренней гимнастки |
Характеристика |
Игрового характера |
Вводная часть – подвижные игры малой и средней интенсивности (2 игры), динамические дыхательные упражнения; основная часть - комплекс ОРУ игрового или имитационного характера и игра средней интенсивности; заключительная часть – подвижная игра малой интенсивности |
С использованием полосы препятствий |
Вводная часть – ходьба, бег динамические дыхательные упражнения; основная часть – полоса препятствий с включением разных видов движений (ходьбы, бега, прыжков, лазания), усложнением двигательных заданий, чередованием темпа и ритма движений. Можно создавать различные полосы препятствий с применением разнообразных модулей; заключительная часть – уборка оборудования, ходьба. |
С включением оздоровительных пробежек (проводится на улице с детьми средней и старшей групп). Продолжительность такого варианта утренней гимнастики будет меньше, чем традиционной (4-5 мин). |
Вводная часть – ходьба, общеразвивающие упражнения в ходьбе; основная часть –пробежка в медленном темпе 100-200 м (педагог бежит впереди колонны), затем ходьба в выполнением дыхательных упражнений; заключительная часть – ходьба, динамические дыхательные упражнения . |
Литература:
1. Мащенко М. В., Шишкина В. А. Какая физкультура нужна дошкольнику? – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2005.
2. Тарасова З. И. Физкультурные занятия в разновозрастной группе детского сада: пособие для педагогов ДУ. – Мн., 2000.
3. Шебеко В. Н., Ермак Н. Н., Шишкина В. А. Физическое воспитание дошкольников – М: Издательский центр «Академия», 2000.