КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ЕЩЕ РАЗ ОБ ИГРАХ И ИГРУШКАХ»
ИГРУШКИ ребёнку целесообразно покупать только те, о которых он давно мечтает. Они должны соответствовать его уровню умственного развития. В возрасте 3—6 лет дети очень любят игрушки, сделанные взрослыми: бумажные пароходики и шлемы, куклы, домики из спичечных коробок и т.д.
Дети очень любят, когда взрослые играют вместе с ними. Имеются в виду в первую очередь подвижные шумные игры и весёлая возня. Раскачивание на согнутых ногах, приподнимание, подкидывание, карабкание, игра в лошадки, мнимая борьба на диване приносят ребёнку много радости, весёлого возбуждения и физической тренированности. Не нужно только увлекаться и требовать от малыша непосильного: стояния на руках, голове и т.п.
Совместные танцевальные движения взрослого и ребёнка воспитывают чувство ритма, синхронности движений, умение тонко регулировать свою физическую активность, способность подстраиваться к ритму партнёра. Многие родители стесняются так играть со своим ребёнком, но в пределах квартиры это можно и следует делать.
Игра для ребёнка — очень серьёзное занятие. Взрослые должны видеть в ней элементы подготовки к будущим трудовым процессам и соответственно оправлять их, принимая в этом участие.
Однако если до трёх лет ребёнок мог свободно обходиться только обществом взрослых, кукол и игрушек, то с четвёртого года жизни его уже это не устраивает. Играть одному ему скучно, он ищет общения с другими детьми. Сначала дошкольники этого возраста тянутся к ребятам постарше и обижаются, когда те их не принимают. У них появляется чувство, что они уже многое знают, умеют, и им хочется всем это показать. Поэтому общение со сверстниками становится так же необходимо, как и со взрослыми, а порой, особенно во время игр, более предпочтительно. Если в семье есть другие дети, эта потребность в определённой мере удовлетворяется. Но ограничивать жизнь ребёнка только семейным кругом не следует. Для нормального развития ему нужны товарищи-сверстники, с которыми он будет чувствовать себя на равных. Общаясь с детьми, дошкольник научится считаться с другими, стоять за себя. В этом возрасте появляются первые привязанности, которые вставляют зародыши дружбы. А.С. Макаренко говорил, что ребёнок в игре таков, каким будет, когда вырастет и станет самостоятельно работать. Во время игры дети 3—4 лет часто разговаривают с собой или с игрушками. Игры надо чередовать (подвижные и тихие, коллективные и индивидуальные) с тем, чтобы с одной ребёнок не устал, а с другой — не перевозбудился. Игры со взрослыми или сверстниками имеют ещё одно важное значение: в процессе общения дети делятся своими впечатлениями, ощущениями, познаниями.
У младшего дошкольника мышление более конкретное. Он хорошо усваивает то, что представлено наглядно, он всё хочет познать на собственном опыте. Его особенно привлекают те действия, которые взрослые пытаются скрыть от него. Запоминает малыш не всё, а то, что его поразило. Дети стараются подражать взрослым, однако норой это опасно. Не умея отличить плохое от хорошего, они стремятся делать то, что взрослые запрещают им, но позволяют себе. В связи с этим в присутствии ребёнка нужно воздерживаться от таких действий и поступков, которые не могут послужить для них хорошим примером.
В своих поступках дети руководствуются в первую очередь не сознанием того, что можно, нужно или хорошо сделать, а стремлением действовать, как им хочется, интересно, приятно. Поэтому чрезвычайно важно воспитать у ребёнка понимание поступать так, как должно, и не делать того, чего нельзя: не отнимать игрушек, а попросить их подождать, пока поиграет другой, согласовывать свои действия с желаниями других, делиться игрушками, воздержаться от того, чего хочется, если нет условий для выполнения желания.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Брызгалова, А.Н. Калиновская, М.А. Театрально-игровая деятельность дошкольников. — Мн., 2006.
2.Доронова, Т.Н. Играют взрослые и дети. — М.: Линка-Пресс, 2006.