ЧТО ТАКОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ?
Интегрированное обучение и воспитание - это организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляются одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития
Интеграция – процесс двусторонний. С одной стороны, ребенок с особенностями психофизического развития готовится к совместному обучению со здоровыми сверстниками, адаптируется к образовательному пространству дошкольного учреждения. С другой стороны, дошкольное учреждение готовится к работе с детьми с ОПФР, создает специальные условия для его обучения и воспитания.
Основной целью интегрированного воспитания и обучения является реализация права детей с особенностями психофизического развития на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка.
Главными задачами являются:
*развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;
*организация психолого – педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития в учреждении;
*реализация коррекционно-развивающего обучения, направленного на исправление или ослабление имеющихся у детей физических и (или) психических нарушений, препятствующих их успешному обучению и развитию;
*развитие у детей речевых, моторных, социальных способностей, позволяющих снизить зависимость ребенка от посторонней помощи и повысить социальную адаптацию;
*формирование позитивного отношения к детям с особенностями психофизического развития, создание психологически комфортной среды в учреждении;
*оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями психофизического развития, включение их в процесс воспитания и обучения, формирование у них адекватного отношения к особенностям развития ребенка.
КАК ОФОРМИТЬ РЕБЕНКА В ГРУППУ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ?
Родители детей с особенностями психофизического развития обращаются в ЦКРОиР для прохождения ребенком психолого–медико–педагогической комиссии и получения заключения с рекомендациями по организации образовательного процесса. При этом родители оформляют согласие с заключением ЦКРОиР.
Заключение ЦКРОиР, а также свидетельство о рождении ребенка родители предоставляют в управление образования, те выдают направление в дошкольное учреждение, где имеются свободные места в группах интегрированного обучения и воспитания.
Зачисление ребенка в дошкольную группу интегрированного обучения и воспитания осуществляется на основе следующих документов:
- направления, выданного управлением образования местного исполнительного и распорядительного органа;
- заявления законного представителя воспитанника (с особенностями психофизического развития и нормально развивающегося);
- заключения ЦКРОиР (с рекомендациями по организации образовательного процесса в группе интегрированного обучения и воспитания);
- медицинской справки установленной формы о состоянии здоровья.
Руководитель дошкольного учреждения, при наличии вышеуказанных документов, издает приказ о зачислении ребенка в группу интегрированного обучения и воспитания.
Перечень нормативных правовых документов для организации обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития можно посмотреть на сайте asabliva.by
КТО ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
В ГРУППЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ?
В данной группе деятельность каждого специалиста имеет свою специфику.
Учитель – дефектолог |
Проводит углубленное обследование детей с нарушениями в развитии и определяет план коррекционно–развивающей работы с каждым ребенком. Реализует его, прослеживает динамику развития воспитанников. Ведет систематическую работу с родителями, вовлекая их в решение коррекционно–образовательных задач обучения и воспитания детей. |
Воспитатели группы интегрированного обучения и воспитания |
Планируют и проводят образовательную и оздоровительную работу на основе изучения индивидуальных особенностей, способностей и склонностей детей. |
Помощник воспитателя |
Участвует в организации жизнедеятельности детей, осуществляет за ними уход в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении, помогает организовать прогулку под руководством воспитателя, учителя–дефектолога, оказывает помощь детям на занятии в случае, когда их самостоятельная деятельность ограничена по состоянию здоровья. |
Музыкальный руководитель |
Организует разные виды деятельности: музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические движения, задания на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, игры на музыкальных инструментах. |
Руководитель физического воспитания |
Приобщает детей к здоровому образу жизни, проводит коррекционную работу, направленную на нормализацию дыхания, укрепление моторики, развитие зрительно–моторной координации. Оказывает консультационную помощь родителям. |