Маршрут выходного дня «Мой Чечерск»
(для детей 5 - 7 лет)
Цель: способствовать побуждению интереса к культурно-историческому наследию нашего города. Привлечь родителей к совместной активной деятельности с детьми.
Задачи маршрута:
- познакомить с достопримечательностями, памятниками Чечерска.
- развивать эстетическое восприятия, эмоциональную отзывчивость, творческие способности детей.
- воспитывать любовь к семье, родному городу.
Тип экскурсии: пешеходная.
Маршрут экскурсии: дом – городской дом культуры – дворец графов Чернышовых-Кругликовых – городская площадь – городская Ратуша – памятник героям ВОВ на Замковой горе – Спасо-Преображенская церковь – дом.
Описание маршрута:
Выходя из дома, прочитайте ребенку стихотворение Н. Дмитраковой «Мой город»:
Где Чечера в Сож впадает лихо,
Где любуюсь я высокою горой,
Где качаются деревья тихо-тихо,
Расположен город мой родной.
От реки названье ему дали,
От реки, легендой что слыла,
И Чечерском город мой назвали
Песнь Чечерска в Сож несет волна.
В синеве купается Чечера,
Утопает в зелени Чечерск.
И прекрасней город будет скоро,
Сказочный в волнах играет блеск.
За красу Чечерска жизнь отдали
Те герои, что ьлежат в земле.
Тем, кто мир, свободу отстояли, -
Памятник на Замковой горе.
Девятьсот уж скоро лет Чечерску,
Но всегда он будет молодым.
Чечерянам всем он дарит ласку,
Остается близким и родным.
Предложите ребенку вместе пройтись по родному городу, узнать и увидеть о нем много нового и интересного.
По пути маршрута предложите поиграть в словесную игру «Подбери слово». Вы называете существительное (объекты города, которые будут встречаться по дороге) – ребенок подбирает подходящие по смыслу определения-прилагательные. Например, магазин (продуктовый, небольшой, одноэтажный), памятник…, скамейка…, река… и т.п.
Подходя к перекрестку дороги, проговорите безопасные правила его перехода. Спросите у ребенка, что обозначают горизонтальные полоски на асфальте, есть ли в нашем городе светофор, что обозначает каждый цвет светофора.
Первый памятник нашего маршрута – городской дом культуры. Поинтересуйтесь, знает ли ребенок, что за цифры изображены на нем (1938 – год построения). Обратите внимание ребенка на то, что в сентябре этого года нашему городу исполнится 863 года. В Чечерске сохранилось немало старинных жилых домов, построенных в конце 19 в. – начале 20 в., один из таких домов расположен около здания почты.
Маршрут продолжает дворец графов Чернышовых-Кругликовых, построенный в 18 веке. Рассмотрите, какое старинное это здание. Расскажите значимую информацию о нем (дворец в Чечерске в 1778 году посещала царица Екатерина II. Здесь бывали императоры Николай I и Александр II. Знаменитый русский писатель А.С.Пушкин останавливался в Чечерске в 1820 и 1824 годах. Здание дворца многократно перестраивалось и свой окончательный вид обрело в 1860 году), зачитывая сведения из буклета.
Ответьте на интересующие ребенка вопросы.
Далее пройдите на городскую площадь, рассмотрите современные здания районного исполнительного комитета и кинотеатра «Октябрь». Спросите у ребенка, чем эти здания отличаются от дворца.
Отдыхая на лавочке городской площади, предложите ребенку полюбоваться фонтаном, красивыми клумбами, спросите, знает ли ребенок названия цветов. Предложите ребенку поиграть с вами в игру «Назови ласково» (например, «город-городок, дом-домик, сад-садик и т.д.).
Далее подойдите к городской Ратуше, построенной также в конце 18 века и занимающей важное место в композиции города. Расскажите, что в настоящее время в Ратуше расположен историко-этнографический музей. По желанию ребенка можете посетить музей или запланировать экскурсию в следующие выходные.
Маршрут продолжает памятник героям великой отечественной войны на Замковой горе и могилы Лилии Карастояновой. Рассмотрите поочередно памятники, вечный огонь. Расскажите значимую информацию о них. Обратите внимание ребенка на цветы, лежащие у памятников. Пусть ребенок обоснует ответ на ваш вопрос: «Почему люди приносят цветы к памятнику?».
Далее проследуйте к Спасо-Преображенской церкви (построена в 1779-1783 г.г.), обратите внимание ребенка на форму здания – это двухъярусная ротонда с притвором-колокольней в формах архитектуры классицизма.
По дороге домой предложите ребенку почитать вывески зданий, названия улиц. Можно поиграть в игры «Назови номер дома», «Посчитай этажи». Дети с удовольствием будут демонстрировать вам свои математические знания. Поощряйте правильные ответы ребенка.
После прогулки не забудьте поинтересоваться у ребенка дома:
- Что тебе понравилось и запомнилось на прогулке по городу?
- Где бы ты хотел побывать?
- Куда бы ты хотел вернуться?
Предложите ребенку вместе нарисовать, слепить или сделать аппликацию увиденного на прогулке.
Фотографии оформите на память в семейный фотоколлаж «Прогулка по Чечерску».