Под грамматическим строем речи следует понимать умение человека правильно словоизменять — произносить верно окончания слов, согласовывать слова между собой во фразах, пользоваться в речи предлогами, и умение словообразовывать слова от других слов с помощью приставок, дополнительных корней и суффиксов. Ребенок овладевает грамматическим строем речи по мере своего развития самостоятельно и в процессе обучения, а также подражая речи окружающих его людей. Грамматический строй русского языка довольно сложен, и для успешного овладения им большое значение играет активная речевая практика и образец правильной речи педагогов и родителей.
Чтобы помочь детям в усвоении сложных грамматических форм, родители могут предложить ребятам следующие варианты речевых игр дома и на прогулке:
- «День-ночь»
Цель игры: образование ребенком родительного падежа существительных разного рода (не стало коня, окна, неваляшки).
Перед ребенком выставляют в ряд 4-6 игрушек или кладут такое же количество картинок. После их называния малыша просят закрыть глаза (наступила ночь), одну из игрушек (картинок) прячут. Наступает день, глаза открываются. Мама спрашивает: «Скажи, кого (чего) не стало»? После угадывания предмет возвращается на своё место и игра повторяется.
Примечание: для ребенка 3 лет рекомендуется начинать игру с 3-4 предметов одного рода, чтобы ответ предполагал одинаковые варианты окончаний (не стало чашки, юбки, майки – женский род, не стало дома, окна, дивана – мужской род), для детей 4 лет подобрать 4-5 предметов разного рода, чтобы активно практиковаться в усвоении различных вариантов окончаний (не стало мишки, лебедя, дерева, змеи, лампы). Пятилетним дошкольникам желательно предложить 5-6 картинок с предметами разного рода, можно с выпадением гласных при изменении слова (камень – камня, пень — пня) и предметы множественного числа (не стало носков, ножниц, стульев).
- «Жадина»
Цель игры: овладение ребенком притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ и их согласование с предметами разного рода.
Ребенку предлагают выбрать из предложенных 6-8 предметов (картинок) понравившийся предмет и «присвоить» предмет себе: «Мне нравится (я выбираю) самолет. Это МОЙ самолёт (моя лопата, мои штаны, моё платье).
Примечание: для детей с 4,5 лет игру можно усложнить, дополнив личными местоимениями ОН, ОНА, ОНО, ОНИ. Тогда выбор предмета дополняется его обоснованием: Мне нравится (я выбираю) самолет. (Мама спрашивает: «Почему»?) — ОН большой. Это МОЙ самолёт. Мне нравится (я выбираю) платье. ОНО нарядное. Это МОЁ платье.
- «Экскурсия»
Цель игры: упражнение в образовании сложных форм родительного падежа множественного числа существительных.
Оптимальный вариант игры во время прогулки (в магазин, в зоопарк, в детский сад, в парк, в больницу, в цирк и т.д.) Если играют дома, мама говорит: «Сегодня мы направимся с тобой на экскурсию в зоопарк (магазин). Давай с тобой представим зоопарк (магазин) и расскажем, кого (чего) много в зоопарке, а кого (чего) там мало/нет». Ребенок с мамой по очереди отвечают на вопрос, перебрасывая друг другу мяч.
Кого много в зоопарке? В зоопарке много зверей (львов, белок, зайцев, змей), людей, посетителей, детей, ребят, птиц.
Чего много в зоопарке? В зоопарке много клеток, запахов, шума, радости, впечатлений, дорожек, смеха, деревьев.
Кого мало в зоопарке? Собак, котов, солдат.
Чего нет (не бывает) в зоопарке? Звёзд, учебников, ковров, люстр.
Примечание: при подборе материала детям старше 4,5 лет предлагайте сложные формы слов:
- слова с окончаниями –а, -я во множественном числе именительного падежа (деревья, лица, окна – много деревьев, лиц, окон)
- слова с изменением ударения и чередованием гласных во множественном числе (оса –осы, пчела – пчёлы – много ос, пчёл)
- слова с выпадением гласных в корне (день — дни, корень-корни –много дней, корней)
- слова с изменением основы во множественном числе (ребенок – дети, человек – люди)
- слова, употребляемые только в единственном или во множественном числе (солнце – много солнца, смех – много смеха).
- «Домик для гнома»
Цель игры: помочь ребенку овладеть уменьшительно-ласкательными суффиксами существительных и прилагательных.
Мама показывает ребенку рисунок маленького домика и объясняет, что это домик для крошечного гнома. Но домик абсолютно пуст: нет ни мебели, ни посуды, ни одежды. Задача ребенка – помочь гному наполнить домик необходимыми вещами, выбрав из предложенных картинки с подходящими для гнома предметами и правильно их назвав, помня, что в домике гнома могут быть только маленькие предметы (не стул, а стульчик; не куртка, а курточка; не шторы, а шторки; не кастрюля, а кастрюлька). В случае неправильного называния ребенком уменьшительно-ласкательной формы гном расстраивается, так как не получает нужную ему вещь.
Примечание: для пятилетних дошкольников можно предложить образование не отдельных форм существительных, а целых словосочетаний: Гному очень нужны тепленькая шапочка и новенький диванчик. Признаки к предметам на картинках должны быть придуманы родителями заранее.
- «Наведи порядок»
Цель игры: упражнение в употреблении в речи простых предлогов «НА» («С/СО»), «В» («ИЗ»).
Ребенка приглашают в комнату, в которой расставлены на различных поверхностях его игрушки (на столе, на стуле, на диване, на подоконнике, на полу, на ковре и т.д.). В руки малышу даётся корзина, в которую нужно поочередно собрать названные взрослым игрушки (ребенок сам их должен найти в комнате). Игрушку можно взять лишь в том случае, если малыш верно указал её местоположение. Мама спрашивает у 3-летнего ребенка: «НА чём стоит конь»? – «НА столе/НА полу» (ответ малыша). У ребенка с 4 лет спрашивают: «ГДЕ лежит (спрятался) крокодил»? – «НА тумбочке».
После того, как все игрушки собраны в корзину, ребенка можно попросить вспомнить, где они стояли, и вернуть на свои места. Ребенок проговаривает:«Конь стоял НА столе, крокодил лежал НА тумбочке».
Для использования в речи предлогов «С» («СО») игрушки расставляют на поверхностях и спрашивают ребенка, откуда он возьмёт предмет. «Конь НАстоле – возьму СО стола. Крокодил НА тумбочке – возьму С тумбочки».
Примечание: предлоги «В» и «ИЗ» будут отрабатываться в ситуации, когда игрушки расставлены не на поверхности, а помещены внутрь других предметов (в ящике, в коробке, в шуфлядке, в шкафу, в корзине и т.д.).
Играйте с детьми активно и результат не заставит себя долго ждать!