Маршрут выходного дня «Экскурсия к памятникам и захоронениям Великой отечественной войны г.Чечерска»
(для детей 5 - 7 лет)
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории.
Очень важно уже сейчас обратить внимание на воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, воспитание личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет осознание личной ответственности за судьбу своей Родины.
Рассказывая ребёнку о героическом подвиге наших земляков во время Великой Отечественной Войны, о том, как тяжело было нашим людям в этой войне, мы воспитываем у него чувство гордости за свою Родину, пробуждаем желание знать историю своей страны, развиваем детскую любознательность, закладываем основы национального самосознания.
Цель: способствовать побуждению интереса к культурно-историческому наследию нашего города. Привлечь родителей к совместной активной деятельности с детьми.
Задачи маршрута:
- познакомить с памятникам и захоронениям Великой отечественной войны г. Чечерска;
- развивать эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес и положительное отношение к героям Великой Отечественной Войны;
- формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордость за свою малую Родину;
- воспитывать любовь к семье, родному городу, уважение к своему народу, его обычаям, традициям.
Тип экскурсии: пешеходная.
Маршрут экскурсии: дом – братская могила неизвестным героям Великой отечественной войны на городском кладбище – аллея героям Великой отечественной войны на ул. Советской – памятник героям Великой отечественной войны на Замковой горе – дом.
Описание маршрута:
Выходя из дома, прочитайте ребенку стихотворение А. Шамарина «Никто не забыт»:
«Никто не забыт и ничто не забыто» –
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
«Никто не забыт и ничто не забыто».
Предложите ребенку вместе пройтись по родному городу, узнать и увидеть о нем много нового и интересного, посетить памятники героям Великой Отечественной Войны, расположенные в Чечерске.
По пути маршрута предложите поиграть в словесную игру «Один – много».
Цель: развивать внимание и память ребёнка; развивать речь ребёнка; пополнять словарный запас о некоторых видах военно-боевой техники, о некоторых атрибутах военных солдат; упражнять ребёнка в умении образовывать существительные и глаголы во множественном числе по лексической теме «Победа в Великой Отечественной войне».
Например: Граната - … (гранаты), Бомба - … (бомбы), Солдат идёт - … (солдаты идут), Танк - … (танки), Самолёт - … (самолёты), Боец стреляет - … (бойцы стреляют), Корабль - … (корабли), Парашют - … (парашюты), Лётчик сидит - … (лётчики сидят), Автомат - … (автоматы), Котелок - … (котелки), Пограничник охраняет - … (пограничники охраняют), Пулемёт - … (пулемёты), Паёк - … (пайки), Матрос плывёт - … (матросы плывут) и т.п.
Подходя к перекрестку дороги, проговорите безопасные правила его перехода. Спросите у ребенка, что обозначают горизонтальные полоски на асфальте, есть ли в нашем городе светофор, что обозначает каждый цвет светофора.
Первый объект нашего маршрута – братская могила неизвестным героям Великой отечественной войны на городском кладбище. Поинтересуйтесь, знает ли ребенок, что означает «неизвестный герой», «братская могила». Обратите внимание ребенка на то, что жители нашего города постоянно убирают и озеленяют территорию возле памятника. У братской могилы проходят патриотические занятия с воспитанниками детских садов, учениками школ.
Есть много скромных обелисков,
Забытых, брошенных, ничьих,
И нет на них геройских списков,
Фамилий для своих родных.
Лежат здесь те, кто не вернулся
С войны давно минувших дней,
От пуль врага не отвернулся,
Пожертвовав судьбой своей.
Маршрут продолжает аллея Героев Великой отечественной войны на ул. Советской. Рассмотрите фотографии шести Героев Советского Союза Лизюкова Александра Ильича, Лизюкова Пётра Ильича, Кругликова Николая Кононовича, Бойкова Николая Сафроновича, Новикова Тита Парфеновича, Козловой Полины Федоровны; полного кавалера орденов «Славы» Филипенко Алексея Афанасьевича. Расскажите, что эти люди проявили мужество и храбрость на войне. За личную смелость и героизм, успешное выполнение боевого приказа им присвоено такое высокое звание – Герой Советского Союза, многим – посмертно.
Ответьте на интересующие ребенка вопросы.
Далее пройдите на городскую площадь. Отдыхая на лавочке городской площади, предложите ребенку поиграть с вами в словесную игру «Что у мальчика?».
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Во время Великой Отечественной войны наравне со взрослыми мужчинами-солдатами воевали и мальчишки. Их называли «сын полка». У взрослого бойца были большие предметы, а у мальчика – маленькие.
У бойца гимнастёрка, а у мальчика … (гимнастёрочка).
У бойца пилотка, а у мальчика … (пилоточка).
У бойца сапоги, а у мальчика … (сапожки).
У бойца ремень, а у мальчика … (ремешок).
У бойца погоны, а у мальчика … (погончики).
У бойца звезда, а у мальчика … (звёздочка).
У бойца пистолет, а у мальчика … (пистолетик).
У бойца котелок, а у мальчика … (котелочек).
У бойца рюкзак, а у мальчика … (рюкзачок).
У бойца винтовка, а у мальчика … (винтовочка).
Маршрут продолжает памятник героям Великой отечественной войны на Замковой горе и могилы Лилии Карастояновой. Рассмотрите поочередно памятники, вечный огонь. Расскажите значимую информацию о них (например: Лилия Александровна Карастоянова родилась в Болгарии, работала в редакции газеты «Комсомольская правда» специальным корреспондентом. Писала статьи, корреспонденции о боевых буднях партизан, очерки о товарищах-подрывниках, призывала население к борьбе с фашистами. Вместе с бойцами белорусских партизан не раз участвовала в боевых операциях. Погибла в бою у д. Будище Чечерского р-на. Похоронена в Чечерске в братской могиле. Именем Л. Карастояновой названы улицы в Гомеле, Минске, переулок в г. Чечерск; в средней школе № 1 в Чечерске открыт посвященный ей музей).
Обратите внимание ребенка на цветы, лежащие у памятников. Пусть ребенок обоснует ответ на ваш вопрос: «Почему люди приносят цветы к памятнику?».
Прочитайте ребенку стихотворение Д.А. Чибисова «Вечный огонь»:
Над могилой, в тихом парке
Расцвели тюльпаны ярко.
Вечно тут огонь горит,
Тут солдат советский спит.
Мы склонились низко-низко
У подножья обелиска,
Наш венок расцвёл на нём
Жарким, пламенным огнём.
Мир солдаты защищали,
Жизнь за нас они отдали.
Сохраним в сердцах своих
Память светлую о них!
По дороге домой предложите ребенку почитать вывески зданий, названия улиц. Можно поиграть в игры «Назови номер дома», «Посчитай этажи». Дети с удовольствием будут демонстрировать вам свои математические знания. Поощряйте правильные ответы ребенка.
После прогулки не забудьте поинтересоваться у ребенка дома:
- Что тебе понравилось и запомнилось на прогулке по городу?
- Где бы ты хотел побывать еще раз?
Предложите ребенку вместе нарисовать, слепить или сделать аппликацию увиденного на прогулке.
Фотографии оформите на память в семейный фотоколлаж «Экскурсия к памятникам героям Великой отечественной войны».
Для закрепления материала Предложите ребёнку поиграть в настольно-дидактическую игру «Защитники Отечества».
Цель: закреплять знания о разных родах войск армии; закреплять знания об особенностях военной службы и необходимых условиях для ее успешного прохождения; воспитывать чувство гордости за защитников Отечества; развивать речь, умение классифицировать предметы.
Оборудование: 9 карт формата A3. В центре каждой карты изображение солдата различных родов войск (летчик, артиллерист, десантник, моряк, подводник, танкист, пограничник, ракетчик, а также ветеран Великой Отечественной войны). Свободное пространство вокруг воина разделено на 6 квадратов. Раздаточные карточки, на которых изображены различные предметы и события военной тематики (танк, пушка, автомат, бинокль, бескозырка, корабль, планшет, парад, Вечный огонь и т. д.).
В игре могут принимать участие от 1 до 9 человек. Ведущий раздает участникам игры большие карты, маленькие карточки перемешивает между собой и показывает по одной. Задача игрока – определить принадлежность показываемого предмета или события представителю тех или иных родов войск, аргументировать свой ответ. Если играющий ответит правильно, он получает маленькую карточку и закрывает ею пустой квадрат на большой карте. Игра продолжается до тех пор, пока все маленькие карточки не будут розданы.
Нужен мир
Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете,
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят.
Нужен мир на всей планете!